абстрактный

  • 161Долговой документ — акт или Д. обязательство выражения, употребляемые для обозначения письменных доказательств долговых отношений (см. Долг). По русским законам всякий денежный долг, вытекающий из займа (см.), может быть доказан лишь письменно (ст. 2031 и 2032, т. X …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 162КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 163ЦЕНТРИЗМ — ’ЦЕНТРИЗМ’ структурный и смысловой модуль таких понятий постмодернистского дискурса, как ‘фоноцентризм’, ‘логоцентризм’, ‘фаллоцентризм’ и др., результат процесса ‘центрации’, т.е. подчинения всех элементов некоторой системы всеобщему эквиваленту …

    История Философии: Энциклопедия

  • 164МАТЕМАТИКА — Математику обычно определяют, перечисляя названия некоторых из ее традиционных разделов. Прежде всего, это арифметика, которая занимается изучением чисел, отношений между ними и правил действий над числами. Факты арифметики допускают различные… …

    Энциклопедия Кольера

  • 165конкретный — определенный, обязательный, точный (противоположно: абстрактный, отвлеченный, общий) Ср. При банковских крахах... если и есть конкретные виновники, какие нибудь Иваны, Петры, то вина их совсем ничтожна в сравнении с виною самого общества,… …

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • 166АРТЕФАКТ —         (от лат. искусственно сделанный) в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.         В эстетике термин… …

    Энциклопедия культурологии

  • 167БАХТИН —         Михаил Михайлович (1895 1975) философ, принадлежащий постсимволическому периоду культуры серебряного века. Гимназич. образование получил в Вильнюсе и Одессе. В 1913 поступил в Новоросс. ун т, через год перевелся в Петербург, ун т на… …

    Энциклопедия культурологии

  • 168ИНСТАУРАЦИЯ —         (франц. учреждение, установление, утверждение)         особый, абстрактный или конкретный процесс протекания созидат., конструктивных, предписывающих операций, к рый ведет к становлению существа его реальности; термин, широко используемый …

    Энциклопедия культурологии

  • 169ИОАНН ПАВЕЛ II —         (Войтыла (Wojtyla) Кароль; псевд.: А.Я. (A.J.), Явень (Jawien), Петр и др.) (р. 1920)         папа Римский, польский священник, краковский кардинал, ученый богослов, проповедник, публицист, поэт, драматург. Учился в Ягеллонском ун те на ф …

    Энциклопедия культурологии

  • 170ЛИВИС —         (Leavis) Фрэнк Реймонд (1895 1978) англ. лит. критик, культуролог, педагог. Почти вся его жизнь связана с Кембридж, ун том: там он учился, стал доктором философии (1924), издавал лит. и публицистич. ежеквартальник “Скрутини” (1932 53),… …

    Энциклопедия культурологии

  • 171СТЕПУН —         Федор Августович (1884 1965) философ, писатель, социолог. В 1902 09, с перерывом в один год, изучал философию в Гейдельберг. ун те. В 1910 на кафедре Виидельбанда защитил дис. о филос. концепции Вл. Соловьева. В 1910 14 вместе с Кронером …

    Энциклопедия культурологии

  • 172Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата …

    Литературная энциклопедия

  • 173Модернизм —         (франц. modernisme, от moderne новейший, современный), обобщающее наименование ряда художественных течений XX в., заключающих глубокий кризис буржуазной культуры эпохи империализма; основная направленность буржуазного искусства этого… …

    Художественная энциклопедия

  • 174ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — соотносительные филос. категории, характеризующие два основных этапа в изменении и развитии предметов, явлений, окружающего мира в целом. Действительность (Д.) есть такое состояние предмета или мира, которое реально, актуально существует в данный …

    Философская энциклопедия

  • 175ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… …

    Философская энциклопедия

  • 176КОЛИЧЕСТВО — филос. категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собою, во вторых,… …

    Философская энциклопедия

  • 177ЛЕНИН — (Ульянов) Владимир Ильич (1870 1924) один из создателей марксизма ленинизма, первый руководитель тоталитарного коммунистического советского гос ва. Возглавив Революцию 1917, Л. сумел путем искусных политических действий и масштабных актов насилия …

    Философская энциклопедия

  • 178ЛОГИЦИЗМ — концепция, сводящая математику к логике. Согласно Л., логика и математика соотносятся между собой как части одной и той же науки: математика может быть получена из чистой логики без введения дополнительных основных понятий или дополнительных… …

    Философская энциклопедия

  • 179ПРОТОТИП — абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же паттерна, наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий его типичные свойства. Благодаря тому, что структуры человеческого знания и памяти включают в себя П. как… …

    Философская энциклопедия

  • 180ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …

    Философская энциклопедия